Приобретая лодку для любительского рыболовства, будущему судовладельцу следует знать, что прежде чем выйти на воду, плавсредство надо подготовить к эксплуатации. Иначе встреча с инспектором Государственной инспекции по маломерным судам может быть не совсем приятной.
Приобретая маломерное судно, вне зависимости от того будет оно новое или бывшее в употреблении, в предлагающемся комплекте документов обязателен технический паспорт, в котором указан серийный номер судна и данные продавца с датой продажи. При осмотре покупки, удостоверьтесь, что на борту или баллоне маломерного судна присутствует заводская отметка (шильда) с техническими характеристиками с указанием серийного номера. Серийные номера и технические характеристики должны полностью совпадать с данными указанными в техническом паспорте.
Маломерные гребные суда грузоподъемностью менее 225 килограмм: правила эксплуатации
Меньше всего проблем возникает у тех рыболовов, которые приобретают гребное маломерное судно, грузоподъемностью до 225 килограмм. Как правило, это одно – двухместные лодки из ПВХ, используемые для целей судоходства и любительского рыболовства на внутренних водных путях Республики Беларусь. Регистрации и техническому освидетельствованию плавсредства грузоподъемностью до 225 килограмм не подлежат.
Однако, при выходе на воду, в лодке в обязательном порядке должны быть спасательный жилет для каждого пассажира, весла, швартовое приспособление, якорь, водоотливное устройство (черпак). Во время движения на воде спасательный жилет должен быть надет и застегнут на каждом пассажире гребного маломерного судна.
Во время стоянки на якоре спасательные жилеты могут быть сняты у взрослых пассажиров, а вот детям до 14 лет снимать их нельзя даже во время стоянки у причала.
Нередко на гребное маломерное судно с навесным транцем владельцы устанавливают подвесной электрический или бензиновый мотор. Следует понимать, что в этом случае плавсредство попадает под классификацию моторно – гребного судна. И в таком случае, и лодка, и мотор перед эксплуатацией подлежат обязательной регистрации и техническому освидетельствованию.
Маломерные плавсредства грузоподъемностью свыше 225 килограмм: регистрация, техническое освидетельствование и правила эксплуатации
Если в техническом паспорте плавсредства указана грузоподъемность свыше 225 килограмм, то такая лодка подлежит обязательной регистрации в ГИМС. По действующему законодательству, владелец обязан зарегистрировать свое плавсредство в течение 30 календарных дней со дня покупки или приобретения на ином законном основании. При регистрации требуется предъявить само плавсредство (двигатель) и следующие документы:
- маломерное судно (если есть и двигатель);
- технический паспорт с отметкой о продаже на лодку (аналогичные документы на двигатель);
- правоустанавливающие документы (договор купли – продажи как на плавсредство, так и на двигатель);
- паспорт владельца либо вид на жительство;
- квитанцию о внесении оплаты за регистрацию;
- заявление (заполняется в ГИМС).
На сегодняшний день - июль 2023 года, стоимость государственной регистрации и классификации маломерного судна грузоподъемностью свыше 225 килограмм составляет:
- для гребного маломерного судна 1 базовая величина (37 рублей);
- для иных маломерных судов (судно с подвесным двигателем, катер и т.д.) 2 базовые величины (74 рубля).
После регистрации плавсредству присваивается регистрационный номер, а владельцу лодки выдается судовой билет, талон предупреждений, сертификат установленного образца (для отметок о прохождении ТО).
После прохождения процедуры государственной регистрации плавсредства, владелец маломерного судна должен в течение 10 дней передать его на техническое освидетельствование. Но, можно пройти первый техосмотр и в день постановки лодки на учет - при условии нанесения на маломерное судно регистрационного номера.
После регистрации плавсредству присваивается регистрационный номер, в виде буквенного кода из букв русского алфавита и порядковый номер из четырех цифр. Номер наносится на борт маломерного судна. Высота знаков регистрационного номера должна быть не менее 10 см, а их ширина – не менее 5 см, ширина наносимых линий – 1,5 см, расстояние между знаками 1,5 – 2 см. Номер наносится одной строкой на расстоянии ¼ длины корпуса от носа лодки выше ватерлинии. Наиболее часто для нанесения номера на лодки из ПВХ используется контрастная несмываемая краска.
Для прохождения техосмотра на участок ГИМС предъявляется как маломерное судно, так все имеющееся оснащение. К нему относят якорь, швартовое приспособление, водоотливное устройство (черпак), вёсла, спасательные жилеты. Для плавсредств с подвесным двигателем требуется огнетушитель, техническая и медицинская аптечка.
Техническое освидетельствование для маломерных гребных судов не старше 10 лет проводится один раз в пять лет. Для маломерных судов не старше 10 лет с подвесным двигателем один раз в три года. Если маломерное судно старше 10 лет, то техосмотр требуется проходить ежегодно.
Собственно, с правилами эксплуатации маломерных судов с подвесными двигателями можно ознакомиться на сайте ГИМС, скачав в разделе «Законодательство» документ «Правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок». Напомню, что ловля с лодки любыми снастями в темное время суток запрещена - понятие «темное время суток» Правила любительского рыболовства определяют как отрезок времени начинающийся спустя час после заката и заканчивающийся за час рассвета. Не следует при этом забывать, что передвижение на маломерных судах в темное время суток возможно только с включенными сигнальными огнями. Также нельзя осуществлять движение судна в тумане или других неблагоприятных метеорологических условиях, когда из-за отсутствия видимости невозможно ориентироваться. Пренебрегать этими и другими запретами не стоит.
Основные штрафные санкции при нарушении Правил эксплуатации маломерных судов
Источник фото: brest.mchs.gov.by
Многие рыболовы – владельцы маломерных судов, относятся к правилам и запретам, что называется, скептически. Мало того, пренебрегают ими и нарушают правила чуть ли при каждом выезде. Между тем, только в 2022 году на водоемах страны произошло 19 аварийных случаев при использовании маломерных плавсредств, в результате чего погибли 17 человек. Одна из основных причин – нахождение в лодке в алкогольном опьянении. Многие судовладельцы просто не понимают всей ответственности не только за себя и находящихся в лодке пассажиров, но и за тех людей, которые находятся в это время на воде. Так, за управление маломерным судном лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения (или передача управления лицу, находящемся в алкогольном опьянении) предусмотрен штраф от 20 до 50 базовых величин с лишением права управления моторными маломерными судами сроком на три года. Причем, за отказ «подышать в трубочку» предусмотрены те же санкции.
К самым «популярным» нарушениям установленных правил относятся нахождение в лодки без жилета, отсутствие регистрации и не пройдённый техосмотр. За эти нарушения предусмотрен штраф в размере до трех базовых величин. Владельцу маломерного судна с подвесным двигателем более 5 л. с., управляющим судном без соответствующих прав придется заплатить штраф от 5 базовых величин.
Выходя на воду на маломерном судне судовладельцу, следует помнить, что только от него зависит, станет ли водная прогулка или рыбалка безопасным отдыхом. Либо, в случае нарушения правил, приятный отдых омрачит встреча с рейдовой группой ГИМС. Не нарушайте правила и будьте аккуратны на воде!