Часто задаваемый вопрос о том, какой вес груза выбрать для джиговых приманок, можно отнести к категории риторических, настолько сложно бывает на него ответить, даже зная несколько исходных данных. В первую очередь дело тут в большом количестве различных факторов, влияющих как по отдельности, так и в совокупности на то, приманку какого веса лучше поставить в конкретное время в конкретном месте. Попытаюсь основные из них вспомнить и перечислить, указав на определенные закономерности.
Первым из аспектов, обуславливающих выбор веса груза в джиговой ловле, можно назвать глубину. С большего понятно – чем глубже в месте ловли, тем тяжелее выбираем груз. Некоторые источники даже указывают на правило «1 м – 2 г». Иногда оно срабатывает, но чаще – нет. Поэтому, когда мне в соцсетях пишут о том, почему я на одну и ту же 4-дюймовую приманку ловлю с грузом 10 г на глубине 1,5 м и 6 м, удивляясь, а как же правило?, то я отвечаю, что никаких правил здесь быть не может. Закономерность – да, но не правило.

Потому как дальше попадаем под влияние следующих факторов. Вторым по значимости я бы назвал течение. Здесь тоже вроде все понятно – чем оно сильнее, тем вес груза и самой приманки больше. Но есть одно «но» – как мы собираемся ловить. Если, например, проводкой против течения, то груз нам понадобиться больше, когда же будем забрасывать, наоборот, в сторону течения, а вести приманки с его помощью (на снос или даже апстримом) – то груз уже должен быть легче. Сам я редко ловлю джигом на сильном течении, поэтому использую чаще всего использую те же веса, что и на «стоячке».

Диаметр шнура – фактор, который непосредственно связан с двумя предыдущими. Я даже видел такие таблицы в интернете, к слову, с весьма спорными цифрами с моей точки зрения, помогающие начинающему спиннингисту сориентироваться – в них приведены три основных аспекта, влияющих на вес груза. Иногда диаметр шнура меняют на размер приманки, но у меня это будет следующий пункт.

Итак, диаметр плетенки. Про монолеску уже не говорим – нормально джиговать на нее практически невозможно. Понятно, что тут тоже прямая зависимость – чем толще шнур, нужен будет и больше груз – чтобы сохранять должную чувствительность проводки и скорость падения приманки. У меня этот аспект часто даже выступает на первое место, так как люблю ловить тонкими снастями, которые многие считают слабыми для какой-то конкретной рыбалки, например, ловли крупной щуки.

Следом за диаметром плетенки я бы поставил размер приманки. Но даже не длину как таковую, а объем. Например, на толстый 4-дюймовый твистер Lucky John Crusher Grub я ставлю груз больше, чем на виброхвост такой же длины Spark Tail. Почему вспомнил именно эти приманки? Часто чередую их на одной рыбалке. Так, например, на узкий виброхвост бывало достаточно 10-12 г, а на «пухлый» твистер я ставил уже 13-14 г.
Думаю, тут тоже все понятно – более объемная приманка больше парусит, как в воздухе, так и в воде, поэтому ее стоит утяжелить, если хотите сохранить дальность полета и определенную скорость проводки.
Еще один момент, который может повлиять на выбор веса джигового груза – сила ветра. В первую очередь он бывает важен в береговом спиннинге, когда дует в лицо или сбоку. Тогда груз бывает полезно увеличить, чтобы, как и в предыдущем случае, сохранить дальность полета и повысить чувствительность проводки – выдуваемая ветром петля ее снижает.
При ловле с лодки я всегда стараюсь выставляться так, чтобы основное направление забросов было по ветру, тогда он будет меньше влиять на ловлю. Выбираясь же на береговую рыбалку, предварительно смотрю по прогнозу погоды не только силу ветра, но и его направление, и, по возможности, подбираю место для рыбалки так, чтобы дуло в спину. Так, например, часто приходится «отбраковывать» перспективные водоемы, расположенные с запада на восток – у нас наиболее часты ветра западных направлений.
Характер дна тоже играет существенную роль в том, груз какого веса поставить. Особенно, если вы, как и я, контролируете ступенчатую проводку по вершинке, а не, например, по весу груза. Или же вообще хотите все чувствовать «в руку».
Не раз мне писали, что спиннинг, который я посоветовал, «не отбивает ступеньку». Тогда я сразу интересуюсь, какое дно было в водоеме? Ведь одно дело, например, твердый песчаный карьер и другое – мягкий торфяник. Характер дна сильно влияет на возможность контролировать проводку, а помочь улучшить этот самый контроль поможет увеличение массы груза.

Хотя и от чувствительности (и теста) спиннинга многое зависит. Например, когда я ловлю щуку на одном из своих «осенних джиговых полигонов» удилищем весом до 18 г, то для 5-метровых ям ставлю груз 12-14 г, а для этой же модели тестом до 24 и 28 г – уже 15 г для тех же приманок.
Тип вершинки тоже часто учитываю. Так, солидный спиннинг с тонкой вклеенной вершинкой лучше передаст ступеньку на эту самую вершинку, чем тубулярный – прежде всего в условиях мягкого дна и ветреной погоды. Вес груза при этом можно уменьшить.
При прочих равных условиях (одинаковые снасти, приманки, водоем) на выбор веса груза может влиять скорость проводки. Например, как-то мы джиговали компанией на одной реке, а веса груза разнились от 12 до 22 г. Просто кто-то крутил катушку медленней, кто-то быстрее, делая более резкие и высокие подрывы. Пауза при этом получалась практически одинаковая.

Пожалуй, вот и все основные факторы, на которые я посоветовал бы обратить внимание при выборе веса груза в джиговой ловле. Я назвал именно те, которые мы можем предвидеть и под них построиться. Бывают, конечно, и другие, например, настроение рыбы.
Иногда хищник, когда пассивен, предпочитает более медленную проводку с долгой паузой – тогда вес стоит уменьшить. Для активной же рыбы, наоборот, часто приходится массу приманки увеличивать. А иногда и просто смена веса груза может дать положительный результат.
Из других аспектов, которые я учитываю редко, можно назвать еще форму груза – чем она уже, тем меньше можно использовать вес, а также материал его изготовления – вольфрамовые отбивают ступеньку лучше свинцовых, в первую очередь потому, что меньше по размеру при одинаковом весе.

Посчитав все факторы, а получилось их больше десятка, становится ясным, почему бывает сложно ответить на вопрос о весе груза. Точный ответ может дать лишь конкретная рыбалка – важно, чтобы подобранный груз позволял вам комфортно ловить, обеспечивая нужную продолжительность паузы и хороший контроль за проводкой.

Что касается основных весов, которые использую я, то в микроджиговой коробке у меня быстрее всего заканчиваются грузы 4 и 5 г, в обычной – 12 г, чуть реже – 10 и 14.

Автор:
Валерий Сикиржицкий