В наше время, благодаря современным технологиям и свободному распространению информации, арсенал рыболова широк и разнообразен. Невозможно представить универсала, обходящегося снастями какого-то узкого диапазона. Это в полной мере касается и такого незаменимого в зимней рыбалке инструмента, как ледобур.
Согласитесь, глупо выезжать за трофейным лещом с ледобуром диаметром 100 мм, также как и искать на плесе окунька с блесной, буравя лед громоздкой 155-кой. Занятия рыболовным спортом предъявляют еще более высокие требования к техническому оснащению спортсмена. Иметь в своем арсенале 3-4 ледобура уже не кажется сегодня чем-то из ряда вон выходящим. Естественно, рано или поздно любой инвентарь нуждается в обновлении. Вот и передо мной встал вопрос о приобретении нового, наиболее востребованного на моих рыбалках, ледобура диаметром 110-115 мм.
В этой ситуации, очень своевременно, мне поступило предложение по новому для нашего рынка ледобуру финской марки Heinola. После недолгих раздумий я выбрал модель Heinola SpeedRun Sport 115 мм. И вот долгожданная новинка у меня в руках. Вместительная удобная коробка очень информативна. Достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть, что данная модель произведена в Финляндии и имеет гарантию 5 лет на все сварные соединения. На упаковке производителем размещена подробная инструкция по эксплуатации, в том числе и на русском языке. Сама Heinola оказалось похожа на другого, уже хорошо известного «финна» – UR Rapala. Что, в общем, и не удивительно, буквы UR означают инициалы изобретателя данного типа ледобуров Ууно Рантанена, который в далеком уже 1949 году наладил в финском городе Хейнола производство данной продукции. Ледобуры Heinola производятся на мощностях компании, имеющей одинаковое с местом расположения имя, и обладающей богатым опытом и традициями.
Итак, вернемся к самому ледобуру. Первое, что бросается в глаза – это его оранжевый цвет. Очень теплый, яркий и контрастный, особенно на фоне снега и льда. Ледобуры, бывшие в моем арсенале до этого, имели холодные, стандартные цвета покраски – от черного до зелено-синего. Это хороший маркетинговый ход – рука в первую очередь тянется к более яркому и теплому, и глаз выхватывает такой объект из общего фона на большем расстоянии. А лично для меня оранжевый цвет ассоциируется с зимой и новым годом, по вполне понятной причине.
Ледобур оснащен рукоятками из морозоустойчивого пластика. Они выполнены из двух половинок, без нижнего ограничительного буртика, которые скреплены по краям пластиковыми кольцами. Поначалу было непривычно ощущать изгибание пластика рукоятки при приложении усилия во время сверления. Но к этому нюансу привыкаешь очень быстро. Кроме того, я обратил внимание, что несколько деформируясь в ладони, рукоятка принимает более эргономичную форму, меньше травмируя ладонь при нагрузках на морозе, чем рукоятки из жесткого пластика.
Порадовал защитный чехол для ножей. Могу отметить его конструкцию, как самое удачное исполнение из всего виденного ранее. Компактный, легко и надежно фиксирующийся на ножах ледобура чехол легко помещается в карманах куртки и не займет много места в вашем рыболовном ящике.
Спираль ледобура проварена по всей длине и представляет собой единое целое, Именно этот момент делает его работу более бесшумной, а зачастую на рыбалках это является одним из ключевых моментов. Специальный профиль спирали обеспечивает лучшую очистку лунки от шуги. Вам не придется вытряхивать шугу несколько раз, и вы более застрахованы от подклинивания ледобура отколовшимся куском льда.
Лакокрасочное полимерное покрытие качественно по всему изделию. Полный сезон использования не выявил дефектов в этом компоненте. Данное качество позволяет быстро справиться с намерзанием льда в сильные морозы. Достаточно опустить обледеневшую часть в лунку на несколько минут, и наледь довольно легко можно удалить. Ни в коем случае нельзя сбивать наледь с ледобура твердыми предметами! Некоторые мои знакомые для предотвращения обмерзания обрабатывают шнек жидким силиконом. Для перевозки ледобура рекомендую купить готовый чехол, либо пошить его самому. Все это поможет защитить полимерный слой от повреждений. Такая забота позволит изделию прослужить вам значительно дольше.
Главной особенностью финского ледобура является наличие сменной головы с режущими ножами. Режущая кромка наплавлена на голову и изготавливается из особо твердой нержавеющей проволоки. Голова фиксируется в шнеке одним винтом и очень легко заменяется. При использовании системы со сменной головой рыболов застрахован от такого распространенного явления, как раскручивание болтов крепления ножей в ледобурах со сменными ножами. Ледобуры Heinola SpeedRun оснащаются головами двух типов – универсальной, имеющей красный цвет, входящей в стандартную комплектацию большинства моделей, и спортивной, вишневого цвета, входящей в комплектацию серии Sport. Ножи последнего типа имеют больший угол атаки, и, соответственно, являются самыми скоростными. Конечно, и усилий при сверлении надо прилагать больше.
Сезон использования ледобура в самых различных условиях не ухудшил рабочих качеств режущих кромок головы. Естественно, рыболову необходимо проявлять осторожность при бурении лунок на мели, дабы не забуриться в грунт, что может привести к повреждению режущей кромки.
Плюсом крепления головы с режущей кромкой является также возможность установить на ледобур голову большего на размер диаметра. В моем случае это голова диаметром 135 мм. Понятно, что в подобном оснащении будет тяжелее освобождать лунку от шуги, но при некритичной толщине льда эта возможность трансформации может быть очень полезна. Например, выставить с головой 135 мм 5-10 жерлиц, заряженных на щуку, затем поменять голову на 115 мм, и начать рассверливать окрестности в поисках окуня.
В рабочее положение Heinola собирается очень легко. Ручка оборудована конусом, который при затягивании винта с барашком центрирует и фиксирует конструкцию ледобура, как в транспортном, так и в рабочем положении обеспечивая абсолютную соосность шнека и рукоятки. Эта система очень удобна и должна понравиться рыболовам, которым известны проблемы с люфтами, разбалтыванием винтов и неудобством переноски в транспортном состоянии ледобуров барнаульского завода, да и некоторых моделей шведской Моры.
Модель SpeedRun Sport 115 имеет следующие габариты:
- длина в рабочем состоянии 1,55 м; является в принципе оптимальной для человека среднего роста и никаких нареканий не вызывает. Даже сверля лед 60-70 см мне было достаточно комфортно – не приходилось сильно сгибаться, либо становиться на колено.
- длина в транспортном положении 1,17 м; для обладателей, в прошлом, ледобуров российского производства или большинства «шведов» она покажется большой. Но здесь поджидает плюс, который я уже оценил по достоинству. У складывающихся пополам ледобуров, при сверлении толстого льда в сильный мороз, вода, попадающая на фиксирующий винт, мгновенно замерзает и создает неудобства при сборке. Очень часто я мучился со своим спортивным «Барнаулом», отбивая лед с места соединения. В Heinola даже при сверлении льда толщиной в метр такого не происходит, так как фиксирующий винт находится выше этого расстояния.
- длина шнека 0,8 м; еще одна из причин моего выбора. Подобная длина позволяет просверливать лунки в толстом льду в один заход, не боясь, что шуга будет подклинивать ледобур. Максимальная толщина льда, которую мне довелось сверлить Heinola – 95-100 см в конце прошлого сезона на водоеме в Ленинградской области.
- вес 2,54 кг; для данных характеристик это очень хороший показатель. К примеру, спортивный «барнаулец» диаметром 100 мм весит на 150 грамм больше (2,69 кг), а новый «Тонар» 100 мм с удлиненным шнеком и телескопической штангой еще больше – 3,05 кг.
Главным достоинством Heinola, конечно же, является его безупречная работа.
Прежде всего, стоит отметить, что направление сверления ледобура отличается от применяющегося в привычных некоторым рыболовам российских моделях. Со всей уверенностью можно сказать, что никакого дискомфорта этот факт не создает – переход к уверенному сверлению льда по часовой стрелке происходит абсолютно незаметно.
Применения чрезмерных усилий для сверления не требуется, даже учитывая использование высокоскоростной головы с режущими кромками. Естественно, скорость и прилагаемые усилия напрямую зависят от толщины и состояния льда.
При толщине льда до 30-40 сантиметров и отсутствии на нем каши из снега и воды, Heinola работает настолько споро и легко, что сверление лунки приносит сплошное удовольствие. Ледобур вгрызается в лед равномерно, без особых усилий, преодолевая подобную толщину льда в среднем за 22-25 секунд.
Но лучше всего преимущество финского изделия проявляется именно на «сложном» льду. Тут Heinola равных нет. Владельцу подобного ледобура нет необходимости помнить, что плоские ножи лучше сверлят сухой лед, а сферические – мокрый. Режущая голова рассматриваемого ледобура универсальна в своей «вездеходности». При различных затрачиваемых усилиях и времени на бурение самого мокрого льда с водой и снегом, неизменно одно – стабильная работа, без подклинивания и сбоев. Все это обеспечивается конструкцией режущей головы, профилем спирали и качеством проварки шва.
Многочисленные сравнительные тесты, проводимые с изделиями других производителей и конструкций, приводили к одним и тем же результатам. Бурение одиночных лунок ледобуром Heinola было одним из самых скоростных. Бурение же серии лунок выводило Heinola в однозначные лидеры по скорости.
За свой многолетний опыт использования различных типов ледобуров могу констатировать следующее – данная модель является самым надежным и действенным инструментом для современного рыболова.
И напоследок, об области применения ледобура Heinola Speed Run Sport 115 мм.
По опыту ловли различными снастями и участия в соревнованиях по мормышке и зимней блесне считаю данную модель наиболее универсальной. То есть, если стоит вопрос приобретения одного ледобура, советую присмотреться именно к нему. Среднего размера подлещик на мормышку или поплавок, крупный окунь, неплохие щука и судак на блесну или балансир, не говоря про всякую разнорыбицу – все это область применения данного ледобура. Любитель разнообразной ловли по зимнему льду по достоинству оценит этот инструмент.